Творчество крупнейшего исторического живописца Василия Ивановича.Сурикова (1848-1916) сопоставимо по масштабу с наследием таких гигантов русской культуры, как А.А.Иванов, М.П.Мусогорский, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. "Историческое ясновидение", психологическая глубина соединились в нем со стихийной мощью и красотой живописного воплощения.
Присущий Сурикову напряженный историзм объясняется и судьбой художника - уроженца сибирского города Красноярска,- принадлежавшего к старинному казачьему роду и усвоившего черты характера "ярых сердцем" земляков, хранивших еще в быту древние традиции. Таким образом, когда Суриков переехал в Петербург, где в 1869-1878 годах учился в академии художеств у П.П.Чистякова, контрасты и противоречия "двух Россий" - народной, почвенной и "европейской", петербургской,- стали для него и личной проблемой.
С 1877 года художник жил в Москве, где "вопрошая о прошлом" (слова художника) даже старые стены, работал над своими главными картинами, в которых проявилось его уникальное дарование живописца-симфониста, воплощающего на холсте не только облик, но дух, основную энергию исторических событий разных эпох жизни народа. Первая из этих полифонических картин-трагедий - "Утро стрелецкой казни" (1881), где запечатлены последние минуты перед началом казни стрельцов, выступивших в 1698 году против реформ Петра I. В картине "Меншиков в Березове" (1883) Суриков, продолжая размышлять о трагической диалектике истории, обратился к образу "полудержавного властелина" А.Д.Меншикова, после смерти Петра I низвергнутого с государственных высот и заброшенного вместе с детьми в далекую сибирскую ссылку.